Общее техническое описание и инструкция по монтажу и эксплуатации задвижек под электропривод для всех таблиц-фигур
(Данный технический материал разработан и предложен специалистами ООО «Арматвид»)
1. НАЗНАЧЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ПРИНЦИП РАБОТЫ. УСТРОЙСТВО ЗАДВИЖКИ.
1.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
1.1.1. Задвижка предназначена для установки в качестве запорного устройства на трубопроводах по транспортировке воды, пара.
1.1.2. Установочное положение задвижки электроприводом или редуктором вверх. Направление подачи рабочей среды – любое.
1.1.3. Рабочее положение затвора полностью открыто или полностью закрыто. Использование задвижки в качестве дросселирующего устройства не допускается. Для обеспечения заданных показателей надежности, гарантийной наработки необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в инструкциях по монтажу и эксплуатации.
1.1.4. Задвижка относится к классу восстанавливаемых, ремонтируемых изделий с нерегламентированной дисциплиной восстановления и вынужденной продолжительностью эксплуатации.
1.1.5. Установленный средний срок службы – не менее 5 лет при выполнении правил, указанных в технической документации.
1.2. ПРИНЦИП РАБОТЫ. УСТРОЙСТВО ЗАДВИЖКИ.
1.2.1. Присоединение к трубопроводу – фланцевое. Фланцы корпуса по ГОСТ 12819-80. Ответные фланцы по ГОСТ 33259-2015.Строительная длина задвижки – по ГОСТ 3706-93.
1.2.2. Рабочая температура окружающего воздуха для задвижек климатического исполнения У1 – не ниже минус 400С. С увеличением рабочей температуры максимально допустимое давление рабочей среды уменьшается.
Задвижка состоит из следующих узлов и деталей (см. рисунок 1):
1-Корпус, 2- Распорный палец и ходовая гайка в задвижке с не выдвижным валом, 3-Клин, 4-Крышка с бугелем, 5-Узел сальника, 6- Шпиндель(вал), 7-Механизм поднятия с подшипником в задвижках с выдвижным валом или механизм вращения с подшипником в задвижках с не выдвижным валом.
1.2.3. Крышка с корпусом соединяется с помощью болтового соединения, герметичность между ними обеспечивается паронитовой прокладкой. Вращательное движение от электропривода или редуктора передаётся через вал в поступательное движение клина, который открывает или закрывает проходное сечение в корпусе задвижки. Следует учитывать, что бывают задвижки, у которых кулачки коронки приводного механизма задвижки утоплены вниз. Поэтому зацепление кулачков задвижки с кулачками редуктора или электропривода происходит через соединительную коронку. Для предотвращения пропуска рабочей среды между крышкой и валом в сальниковой камере помещается сальниковая набивка, которая поджимается сальниковой планкой с помощью двух сальниковых болтов.
1.2.4. Закрытие задвижки производится вращением маховика на редукторе или с помощью электропривода. Следует учитывать, что вал задвижки может иметь как левостороннее направление резьбы, так и правостороннее. При левостороннем направлении резьбы на валу задвижка открывается против часовой стрелки, при правосторонней резьбе - открывается по часовой стрелке. Существуют задвижки как с выдвижным валом, так и с невыдвижным валом. Задвижки с не выдвижным валом имеют механизм поднятия (ходовая гайка), который расположен на валу внутри клина. При вращении вала ходовая гайка на нём перемещает клин задвижки. У задвижки с выдвижным валом, механизм поднятия расположен в стойке крышки. При вращении механизма поднятия, вал перемещается вместе с клином. Данная информация отражена в паспорте на задвижку.
1.2.5. Для обеспечения верхнего сальникого уплотнения и во избежание поломки составляющих деталей задвижки необходимо выполнять следующий порядок работы:
- при управлении электроприводом открытие должно производиться с недоходом клина на 10-15 мм до его верхнего крайнего положения. Дальнейшее открытие задвижки происходит поджатием клина к внутренней поверхности корпуса вручную с помощью вращением маховика на электроприводе. Герметичность верхнего уплотнения сальника достигается поджатием клина к внутренней поверхности корпуса вручную с помощью вращения маховика на электроприводе.
- открывание задвижки с ручным редуктором производится до верхнего упора клина в крышку, без прикладывания больших усилий.
Для установки приводного устройства (электропривода или редуктора) на задвижку необходимо поднимать электропривод за рым-болты, а редуктор за корпус и установить их на стойку задвижки, при этом шпонка (если она есть) на фланце электропривода или редуктора должна войти в паз стойки задвижки. При несовпадении кулачков приводного вала приводных устройств с кулачками втулки бугельного узла стойки задвижки необходимо вращением маховика приводных устройств добиться зацепление кулачков задвижки и приводных устройств.
1.2.6. Настройка(регулировка) работы соответствующего электропривода на задвижке производится согласно инструкции на электропривод. При этом необходимо учитывать, что для обеспечения заданной герметичности задвижки при закрытии необходимо в электроприводе настроить крутящий момент на закрытие (с помощью механизма ограничения крутящего момента), который соответствует крутящему моменту указанного в паспорте на задвижку. Согласно ГОСТ 9544-2015 в задвижках можно обеспечить заданный класс герметичности только при условии использования рабочей среды, соответствующей по своему качеству питьевой воде. Если качество рабочей среды в задвижке не соответствует питьевой воды, то необходимо установить крутящий момент на закрытие меньше указанного в паспорте на задвижку, т.к. при работе задвижки в нечистой среде (грязной среде) возможно заклинивание клина в задвижке, что может привезти к поломке: задвижки, электропривода, редуктора.
2. ИНСТРУКЦИЯ ПО МОНТАЖУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
2.1. Общие указания.
2.1.1. Задвижки должны использоваться строго по назначению в соответствии с указанными в данной ТО рабочими параметрами.
2.1.2. В процессе эксплуатации, пуско-наладочных и ремонтных работ задвижки, задвижку не допускается использовать в качестве регулирующего устройства.
2.1.3. Для своевременного выявления и устранения неисправностей необходимо периодически подвергать задвижку осмотру и проверке. Осмотр производится в соответствии с правилами и нормами, принятыми на предприятии, эксплуатирующем задвижки.
2.1.4. По мере необходимости рекомендуется:
- смазывать резьбовую часть шпинделя смазкой НГ-203 или аналогичной смазкой.
- производить подтяжку втулки сальника с помощью откидных болтов (при установке дополнительного кольца сальника без перекрытия трубопровода необходимо затвор поднять до верхнего упора и поджать маховиком редуктора или электроприводом).
- смазывать поверхность трения гайки шпинделя (подшипниковый узел в бугеле) через маслёнку (если она есть) смазкой ЦИАТИМ-221 или аналогичной смазкой.
- восстанавливать нарушенное лакокрасочное защитное покрытие.
2.1.5. Все детали задвижек могут быть взаимозаменяемые, за исключением клина. Переворачивать клин уплотнительными поверхностями не рекомендуется во избежание потери герметичности.
2.1.6. Клин задвижки при эксплуатации во избежание поломки необходимо поднимать полностью до верхнего упора.
2.2. Указания мер безопасности.
2.2.1. К монтажу, эксплуатации и обслуживанию задвижек допускается персонал, прошедший соответствующее обучение по устройству задвижек, правилам техники безопасности, требованиям настоящего ТО, и имеющий навыки работы с запорной арматурой.
2.2.2. Обслуживающий персонал, производящий регламентные работы, разборку, сборку и ремонт задвижки, должен пользоваться исправным инструментом, иметь индивидуальные средства защиты и соблюдать требования пожарной безопасности и правил техники безопасности.
2.2.3. Для обеспечения безопасной работы задвижки категорически запрещается:
- использовать задвижки на рабочие параметры, превышающие указанные в данном ТО
- эксплуатация задвижек при отсутствии эксплуатационной документации.
- производить опрессовку трубопровода давлением выше рабочего при закрытом затворе задвижки.
- разбирать задвижку, находящуюся под давлением.
2.2.4. Для обеспечения длительного и безотказного срока службы задвижек, необходимо установить фильтр магнитно-механической очистки по направлению потока среды до задвижек.
2.3. Порядок установки.
2.3.1. Перед монтажом необходимо:
- очистить (продуть) трубопроводы от грязи, песка, окалин и других посторонних предметов;
- непосредственно перед установкой задвижек на трубопровод провести расконсервацию внутренних полостей и внешних поверхностей горячей водой с последующей сушкой или растворителем с последующим обдуванием теплым воздухом или протиркой насухо удалить защитную бумагу (если такая имеется) с шпинделя задвижки. Нахождение под клином внутри задвижки небольшого количества влаги (конденсата) является следствием ее испытания. При необходимости внешние части задвижек окрасить согласно требованиям эксплуатирующей организации. При запуске трубопровода, в установленных задвижках могут возникнуть протечки: через уплотнения между крышкой и корпусом, через сальниковый узел. Эти протечки не являются браком задвижек. Устранение протечек осуществляется за счёт подтяжки всех болтовых соединений между крышкой и корпусом (при открытой задвижки) и болтов сальникового узла. При этом момент усилия затяжки болтов недолжен быть чрезмерным, но достаточным для устранения протечек. Большое усилие затяжки болтовых соединений может привезти к поломке деталей задвижки.
2.3.2. Для удобства обслуживания и осмотра рекомендуется устанавливать задвижки в вертикальном рабочем положении (при положении маховика вверху).
2.3.3. Задвижки должны устанавливаться на трубопроводах для сред и параметров, указанных в паспорте на изделие.
2.3.4. Задвижки должны устанавливаться в местах, доступных для осуществления текущего ремонта и осмотра при эксплуатации.
2.3.5. Задвижки не устанавливаются положением вниз.
2.3.6. При установке задвижек по возможности исключить действие массы трубопровода на болтовые соединения.
2.3.7. При монтаже задвижек необходимо, чтобы фланцы на трубопроводе были установлены без перекосов. Присоединительные отверстия во фланце задвижки и ответном фланце на трубопроводе должны строго соответствовать друг другу. В трубопроводе должен быть установлен компенсатор для снятия внутренних напряжений магистрали.
2.3.8. Непосредственно после монтажа все задвижки должны быть открыты и произведена тщательная продувка трубопровода, нахождение посторонних предметов в трубопроводе недопустимо.
После демонтажа задвижки необходимо открыть задвижку и слить из внутренних полостей воду.
2.3.9. Перед запуском установки необходимо проверить работу движущихся частей задвижки —полностью открыть или закрыть ее, и установить в рабочем положении.
2.3.10. При приёмоздаточном испытании на герметичность клина задвижки давление воды (кгс/см2) должно соответствовать числовому значению обозначения номинального давления арматуры, умноженному на 1.1.
2.3.11. Испытания на герметичность затвора следует проводить с помощью электропривода или редуктора.
2.3.12. Для обеспечения герметичности по клину задвижки необходимо на электроприводе отрегулировать (выставить) путевые микровыключатели и с помощью механизма ограничения крутящего момента установить необходимый крутящий момент на выходном валу электропривода согласно Инструкции по электроприводу и паспорту на задвижки.
2.3.13. Направление подачи среды при испытании затвора – любое.
2.3.14. Минимальная продолжительность испытания задвижки на герметичность по клину приведена в Таблице 3.
Таблица 3
Номинальный размер (условный проход) Ду, мм | Время выдержки, с, не менее | |
воды | воздуха | |
До ду50 включительно | 120 | 60 |
Свыше ду50 | 180 | 120 |
2.3.15. Максимально допустимые протечки при приёмосдаточных испытаниях, согласно классу герметичности задвижки, указанной в ГОСТ 9544-2015. Качество воды или воздуха при испытаниях должно быть согласно ГОСТ 9544-2015. Класс герметичности для задвижек указывают в паспорте на конкретный вид арматуры. При определении протечек, номинальный диаметр принимать в миллиметрах.
2.4. Правила хранения
2.4.1. До монтажа задвижки должны храниться в складских помещениях или тщательно накрытые под навесом, защищающим их от загрязнения и атмосферных осадков, обеспечивающих сохранность упаковки, исправность задвижки в течение гарантийного срока. При длительном хранении (более 6 месяцев с момента изготовления) задвижки необходимо периодически (не реже 2-х раз в месяц) осмотреть, удалить наружную грязь, ржавчину и заменить антикоррозионную смазку.
2.4.2. Проходные отверстия задвижек должны быть закрыты закреплёнными заглушками или плёнкой снимать, которые необходимо перед монтажом. Допускается большие диаметры задвижек хранить без закрытых отверстий. При хранении клин задвижек должен быть всегда в закрытом положении.
При хранении рекомендуется вертикальное или горизонтальное положение задвижек
2.5. Транспортировка.
2.5.1. Условия транспортировки и хранения задвижек по ГОСТ 15150-69.
2.5.2. Транспортировка задвижек должна производиться любым видом транспорта соответствующей грузоподъёмности. Задвижки при транспортировке должны быть надёжно закреплены в транспорте, исключая их перемещение. Допускается транспортировка без упаковки.
2.5.3. При подъёме, погрузке и разгрузке задвижка должна находиться в горизонтальном положении во избежание повреждений. При погрузке и разгрузке не допускается бросать и кантовать задвижку.
2.6. Регламентные работы. Требования мер безопасности.
2.6.1. Периодически, не реже одного раза в месяц производить контроль в рабочем состоянии:
- внешний осмотр;
- проверку герметичности мест соединения относительно внешней среды.
2.6.2. Задвижки, подлежащие обслуживанию, должны проходить обслуживание со специальных площадок и лестниц.
2.6.3. Для обеспечения безопасной работы запрещается:
- эксплуатировать задвижки, не ознакомившись с данной инструкцией, персоналу, не прошедшему инструктаж по технике безопасности и пожаробезопасности.
- снимать и монтировать задвижки на трубопроводе при наличии в нём рабочей среды.
- производить разборку (ремонт) задвижки при наличии в нём рабочей среды.
- производить замену сальниковой набивки и подтяжку фланцевых соединений задвижки и трубопровода при наличии давления в трубопроводе.
- устанавливать на улице электропривод на задвижке без защиты его от атмосферных осадков.
- эксплуатировать арматуру имеющие устройства заземления, без подключённого заземления.
- при подключении, ремонте электроприводов всегда отключать его от сети и вывешивать в установленных местах подключения табличку- «Не включать. Работают люди».
2.6.4. При снятии задвижки, транспортировки и установки необходимо использовать надёжный способ строповки задвижек исключающий их повреждения, учитывая вес задвижки и её центр тяжести. Работники производящие данные работы должны быть квалифицированными специалистами. Запрещается поднимать и опускать задвижки за отверстия во фланцах и отверстия в стойки задвижек.
2.6.5. Рабочая среда, проходящая через задвижку, должна соответствовать стандартам и техническим условиям на неё. В ней должны быть полностью отсутствовать твёрдые частицы, предметы, которые могут повредить внутренние поверхности задвижки. Для устранения этого перед задвижкой необходимо установить сетчатый фильтр.
2.6.6. После установки электропривода на задвижку, муфта ограничения крутящего момента на электроприводе должна быть настроена на значение указанного в паспорте на задвижку и обеспечивать надёжное закрытие/открытие затвора задвижки. Путевые выключатели электропривода должны быть правильно отрегулированы на автоматическое отключение при достижении клина задвижки крайних положений закрытия и открытия. Порядок регулировки прописан в инструкции по эксплуатации электроприводов.
2.6.7. Задвижки с электроприводом должны эксплуатироваться с выполнением «Правил устройства электроустановок», «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил технической безопасности при эксплуатации установок».
3. Возможные неисправности и способы их устранения указаны в таблице 5.
Таблица 5
Наименование неисправности. | Вероятная причина неисправности. | Способ устранения неисправности. |
1. Нарушена герметичность прокладки между корпусом и крышкой задвижки. |
1. Ослабление затяжки болтов или шпилек. 2. Разрушен материал прокладки. |
1. Поднять клин на 20-50см. Подтянуть гайки перекрёстным методом затяжки. 2. Отсоединить крышку от корпуса и заменить прокладку. |
2. Пропуск рабочей среды через сальник. |
1. Ослаблена затяжка сальника. 2. Большой износ сальниковой набивки. |
1. Подтянуть сальниковые болты. 2. Добавить соответствующую сальниковую набивку в виде колец. |
3.Пропуск рабочей среды внутри задвижки при закрытом затворе. |
1. Попадание внутрь задвижки посторонних предметов. 2. Повреждение уплотнительных поверхностей на клине и корпусе. |
1. Полностью открыть задвижку для промывки. 2. Произвести капитальный ремонт задвижки. |
4. Заклинивание задвижки, вал задвижки не вращается. |
1. Засорение внутренних поверхностей задвижки. 2. Неисправность работы механизма вращения. 3. Заклинивание в работе электропривода. * 4. Неправильный выбор направление вращение вала. |
1. Разобрать задвижку и промыть её внутренние детали. 2. Разобрать механизм вращения, проверить работу подшипника, гайки поднятия клина. 3. Отсоединить электропривод от задвижки. Проверить его работоспособность. 4. Проверить направление вращение вала на открытие и закрытие. |
* Возможные неисправности и способы их устранения для электроприводов, установленных на задвижках, приведены в инструкции по эксплуатации на электропривод.
Поставщик снимает с себя все гарантийные обязательства в случае разборки-сборки задвижки и в этом случае не несёт никакой ответственности за дальнейшую работоспособность таких задвижек.
3.2. Капитальный ремонт (разборку, сборку) задвижки необходимо производить в ООО «АРМАТВИД».
4. Сведения по утилизации. После окончания эксплуатации задвижки её необходимо утилизировать в порядке, установленном Законом РФ или если есть другие региональные постановления.