Задвижка-тип трубопроводной арматуры, в которой запирающий элемент (клин) перемещается перпендикулярно направлению потока рабочей среды.

Задвижка предназначена для установки в качестве запорного устройства на трубопроводах по транспортировке воды, пара, масел, нефти, жидких неагрессивных нефтепродуктов, неагрессивных жидких и газообразных сред по отношению к которым материалы, применяемые в задвижках, коррозионностойкие.

Популярность задвижек обусловлена следующими факторами:

  1. Простая конструкция задвижки делает её работу надёжной.
  2. Относительно малая строительная длина задвижек позволяет использовать их в разных по площади помещениях.
  3. Малая вероятность возникновения гидроудара при открывании задвижки.
  4. Ремонтопригодность-возможность полного восстановления её работоспособности при ремонте задвижки.

Из недостатков задвижек обычно выделяют следующие:

  1. Значительно большое время на открывание или закрывание задвижки, из-за продолжительного хода клина.
  2. Большая строительная высота, особенно у задвижек с выдвижным валом.
  3. Для обеспечения герметичности по клину необходимо прикладывать большие усилия на закрытия.

Задвижки по конструктивным особенностям имеют несколько видов, отличных друг от друга.
Они разделяются по следующим категориям:

  1. По конструкции клина.
    • С жёстким клином — изготовленные из цельного жёсткого материала. Задвижки с жёстким клином хорошо эксплуатировать в грязной среде, так как при обеспечении нужного момента клин обеспечит хорошую герметичность.
    • С упругим клином — имеет подвижность при сопряжении с корпусом задвижки. Задвижки с упругим клином имеют отличную прилегаемость в корпусе.
    • С разборным клином – состоящим из двух полностью разборных частей. Задвижки с разборным клином более ремонтопригодны.
  2. По конструкции клина.
    • С выдвижным валом, который при открывании задвижки выкручивается вверх проходя через ходовой механизм расположенный в стойке задвижки. Задвижки с выдвижным валом хорошо эксплуатировать в трубопроводах, так как основная часть вала не подвергается возможной коррозии, из-за того, что он находится вне внутренней рабочей полости задвижки.
    • С невыдвижным валом, который при открытии – закрытии задвижки вращается на одном месте, а ходовой узел расположен в корпусе задвижки. В этих задвижках ходовая гайка осуществляет поднятие и опускание клина. Задвижки с не выдвижным валом используются в помещениях с ограниченными габаритами, в следствии своей более доступной высоты, но при этом вал всё время находится внутри задвижки и подвергается большей коррозии при эксплуатации, чем у задвижек с выдвижным валом
  3. По типу приводоуправления.
    • С маховиком. Управление осуществляется маховиком, который передает через вращение вала движение клину. Главным недостатком в работе задвижки при управлении маховиком является создание необходимого большого усилия на закрытия для обеспечения герметичности по затвору. Поэтому для обеспечения требования эргономики для обеспечения усилия (согласно ГоСТ 21752-76 п.2.2) закрытия задвижки работнику (сантехнику-монтажнику) рекомендуется прикладывать дополнительный специальный ключ (рычаг) к маховику задвижки.
    • С ручным приводом. Управление задвижкой осуществляется маховиком на редукторе, который устанавливается на больших диаметрах (ДУ 300- ДУ 800). Редуктор позволяет значительно уменьшить усилия на маховике за счёт передаточного числа в сопрягаемых шестернях редуктора.
    • С электроприводом. Открытие-закрытие задвижки осуществляет электропривод. Каждому типоразмеру задвижки соответствует свой типоразмер электропривода.
  4. Фланцевое присоединение.
    • С помощью прокладки, обжатой между двумя одинаковыми фланцами. Недостатком этого соединения является возможность появления протечек через прокладку из-за негерметичности этого присоединения, которое, как правило, возникает вследствие остаточных внутренних напряжений в трубопроводе при некачественной сборке его.
    • Под приварку. Задвижка приваривается непосредственно к трубопроводу. Быстрое присоединение с надежной герметичностью, но в случае поломки задвижки необходимо будет ее срезать с трубопровода, при этом портя его.
    • Под приварку. Задвижка приваривается непосредственно к трубопроводу. Быстрое присоединение с надежной герметичностью, но в случае поломки задвижки необходимо будет ее срезать с трубопровода, при этом портя его.

Задвижки не предназначены для применения в качестве регулирующего устройства (арматуры), т.е. рабочее положение клина «полностью» открыто или «полностью» закрыто. Направление подачи рабочей среды любое.

Для обеспечения длительной и безотказной работы задвижки необходимо перед ней устанавливать фильтр для очистки рабочей среды, т.к. твердые частицы при эксплуатации могут попадать на уплотнительные поверхности задвижки и при закрытии приводить их в негодность.

Задвижки относятся к классу ремонтируемых, полностью восстанавливаемых изделий с нерегламентированными правилами при ремонте. При качественно выполненном ремонте затраты на него в несколько раз меньше затрат на изготовление новой задвижки.