Задвижка – тип трубопроводной арматуры. Предназначается для полного перекрывания потока рабочей среды.

Задвижка – наиболее распространенный тип запорной арматуры. Их устанавливают как на больших, магистральных, так и на малых, технических, трубопроводах.

Популярность задвижек обусловлена целым рядом факторов. Среди наиболее важных выделяют следующие 4:

  1. Простая конструкция задвижки делает ее работу надежной.
  2. Относительно небольшая строительная длинна задвижек позволяет использовать их помещениях небольшой площади.
  3. Задвижки замечательно зарекомендовали себя работая в различных эксплуатационных условиях.
  4. Задвижки обладают малым гидравлическим сопротивлением.

Из недостатков задвижек обычно называют следующие 3:

  1. Значительное время срабатывания (перевод задвижки в положения «открыто» или «закрыто»).
  2. Некоторые виды задвижек (задвижки с выдвижным шпинделем) при открывании значительно увеличивают свои габаритные размеры. При их открытии шпиндель задвижки выходит за габариты не менее, чем на 1 диаметр.
  3. Ремонт задвижек или плановая замена изношенных уплотнительных частей часто представляет некоторые трудности.

Задвижки имеют много видов отличающимся друг от друга по конструктивным особенностям.

Они разделяются по следующим категориям:

  • Конструкция затвора.
  • Расположение ходового узла.
  • Тип привода управления.
  • Способ присоединения к трубопроводу.

Различия по конструкции затвора.

Клиновые задвижки. Запорный элемент выполнен в виде клина, который при закрытии задвижки опускается в пространство между седлами и перекрывает рабочий поток. В свою очередь клиновые задвижки делятся на:

  • задвижки с жестким клином.
  • двухдисковым клином.
  • задвижки с упругим клином.

Параллельные задвижки. В место клина используются два параллельных диска.

Шиберные задвижки. Разновидность параллельной задвижки. В качестве затвора используется шиберная заслонка.

Шланговые задвижки. Разновидность задвижки в которой вместо запорных элементов используется гибкий шланг который переживается шпинделем.

Различия по расположению ходового узла.

  • Задвижки с выдвижным шпинделем.
  • Задвижки с не выдвижным шпинделем.

Различия по типу приводу управления.

  • С ручным приводом.
  • С электроприводом.

В случаях применения задвижки больших диаметров для облегчения ручного управления на нее может быть установлен редуктор с червячной, конической или цилиндрической зубчатой передачей.

Различия по способу присоединения к трубопроводу.

  • Фланцевый
  • Под приварку.

Задвижки не предназначены для применения в качестве регулирующей аппаратуры имеют только 2 рабочих положения – «полностью открыто» и «полностью закрыто».

Как правило, задвижки выполняются полнопроходными (диаметр проходного отверстия равен диаметру трубопровода), что позволяет не увеличивать гидравлическое давление в системе. Раструбные задвижки (задвижки с диаметром проходного отверстия меньше диаметра трубопровода) используются только в случаях, когда необходимо использовать задвижку меньшей массы или меньших габаритов.